Ярославский городской клуб горного туризма " Ирбис "
о горном туристском походе III категории сложности с элементами IV,
совершенном
с 29 июля по 21 августа 2006 года в районе Адырсу (Центральный Кавказ) по маршруту:
г. Нальчик – а/л Уллу-Тау –л.Джайловчат (Джайловчатские стоянки) - пер.Адылсу 1Б - в.Адылсу (1А альп.)- р.Адылсу («Зеленая гостиница») -л.Джанкуат - пер.Гумачи (2А) – в.Гумачи (1Б альп.) - лед.Адырсу(З.ветвь) – р.Куллумкол - лед. З.Юном пер.Кичкидар(2Б) - л.Чегем – пер.Фрешфильда (2Б) - лед.Юном (средние Кичкидарские стоянки) - в.Юном (3А альп.) - лед.Юном (средние Кичкидарские стоянки)– пер.Голубева (2А) – лед.С.Башиль- р.Башильаузусу – т/б Башиль - г. Нальчик.
Руководитель группы Иванова А.В.
Справочные сведения.
1. Место хранения отчета: Ярославский городской клуб туристов «Ибрис» , Советская д. 65.
2.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяжённость активной части, км |
Продолжи-тельность общая |
Число ходовых дней |
Сроки проведения |
горный |
3 с элементами 4 |
114 км. |
24 дней |
18 дней |
29.07-21.08.
2006г |
3.
Центральный Кавказ, Адырсу
.
4.
г. Нальчик – а/л Уллу-Тау –л.Джайловчат - пер.Адылсу 1Б - в.Адылсу (1А альп.)- р.Адылсу «Зеленая гостиница» -л.Джанкуат - пер.Гумачи (2А) – в.Гумачи (1Б альп.) - лед.Адырсу(З.ветвь) – р.Куллумкол - лед. З.Юном пер.Кичкидар(2Б) - л.Чегем – пер.Фрешфильда (2Б) - лед.Юном (средние Кичкидарские стоянки) - в.Юном (3А альп.) - лед.Юном (средние Кичкидарские стоянки)– пер.Голубева (2А) – лед.С.Башиль- р.Башильаузусу – т/б Башиль - г. Нальчик.
5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия |
Кат.трудности |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
Перевал Адылсу |
1Б |
3300 снежно-осыпной |
л.Джайловчат- р.Адылсу |
Вершина Адылсу |
1А(альп)
|
3875 скальный |
радиально с пер.Адылсу |
Перевал Гумачи |
2А |
3540 ледово-скальный |
л.Джанкуат- л.Адырсу(3.ветвь) |
Вершина Гумачи |
1Б (альп) |
3805 ледово-скальный |
радиально с пер.Гумачи |
Перевал Кичкидар |
2Б |
4200 снежно-ледовый |
л. З.Юном – л. Чегем |
Перевал Фрешфильда |
2Б |
4140 снежно-ледовый |
лед.Чегем- лед.Юном |
Вершина Юном-Кара |
3А(альп).
|
4365 комб. |
радиально по Вост. гребеню |
Перевал Голубева |
2А |
3765 снежно-ледовый |
лед.Юном- лед.С.Башиль |
6. Участники похода
№ |
ФИО |
Дата рожд. |
Домашний адрес |
Туристский опыт |
1. |
Иванова Анна Валерьевна |
23.10.1976 |
г.Ярославль Тутаевское шоссе 59-10 |
3р,4р,2у Алтай, 4р,2р,4у,5у,6уЦ.Кавказ, 2у,3у С.Тянь-Шань, 4уВысокий Алай |
2. |
Минькина Лидия Александровна |
23.10.1980 |
Ярославль ул.Союзная 141-233 |
3у,4у Алтай; 2у,4у Ц.Кавказ |
3. |
Смурыгин Олег Сергеевич |
21.02.1976 |
Школьный пр-зд,10,кор.2,кв130 |
пешеходные походы в Крыму |
4. |
Шипилин Михаил Анатольевич |
04.12.1986 |
Ярославль, Урицкого, 36-51. |
нет |
5. |
Герасимова Алена Андреевна |
05.11.1985 |
Автозаводская, д.41, кв.7 |
лыжные походы Урал, Хибыны |
6 |
Потехин Сергей Вячеславович |
11.10.1982 |
Ул.Строителей, д.5, кор.4,кв9 |
лыжные походы Урал, Хибыны |
7. Места хранения отчёта .
Ярославль Советская - 65, т/к «Ирбис»
8. Поход рассмотрен Ярославской Городской МКК.
Содержание отчёта.
1. Основная задача похода определялась составом его участников. В походе принимали участие три молодых спортсмена, участвовавшие до этого в пешеходных и лыжных походах, один участник с опытом прохождения походов выходного дня и один человек, прошедший поход 4-ой категории сложности, с элементами пятерки. Задачей похода была прохождение маршрута 3-й категории сложности с отработкой полного набора соответствующих технических элементов. Для более опытной категории спортсменов в маршрут были внесены элементы четвертой и пятой категории сложности. Маршрут приходилось менять дважды из-за удовлетворительного состояния новичков. В итоге прохождение связки перевалов 2Б всей группой из 6 человек и восхождение на вершину Юном-Кара (3А альп.) двумя участниками (Иванова А.В., Минькина Л.А.) придало маршруту эмоциональную завершённость и приобретение технического опыта.
2. Наилучшим вариантом заезда на данный момент можно считать заезд через Нальчик, заказав при этом предварительно автобус в тур.фирме ALP по Интернету ( alp @ smtr . ru ), где вам также оформят пропуска в погранзону, если вы пришлете паспортные данные. Обратный выезд до Нальчика так же осуществляли через это агентство, договорившись и обменявшись телефонами с его представителем при заезде. Телефон сотовый хорошо работает на высоте 3000м и выше (предпочтительно Мегафон)
3. График движения
Дни пу-ти |
Дата |
Участок пути |
Протяжен-ность, км |
Ходовое время |
Погода |
|
29.07-31.07 |
Поезд Ярославль-Москва, Москва-Нальчик, автобус Нальчик-а/л Уллу-Тау |
|
|
|
1 |
1.08 |
а/л Уллу-Тау – л.Джайловчат (Джайловчатские стоянки) |
8 |
5ч |
ясно |
2,3,4 |
2-4.08 |
л.Джайловчат (Джайловчатские стоянки) – дневки (ледовые занятия) |
10 |
8ч |
ясно |
5 |
5.08 |
л.Джайловчат (Джайловчатские стоянки)- пер.Адылсу-в.Адылсу- ночевка под перевалом Адылсу |
12 |
10ч.30мин |
ясно |
6 |
6.08 |
От подножья пер.Адылсу – р.Адылсу –л.Джанкуат («зеленая гостиница») |
10 |
6ч.30мин |
ясно |
7 |
7.08 |
л.Джанкуат («зеленая гостиница»)- пер.Гумачи |
8 |
6ч.30мин |
ясно |
8 |
8.08 |
пер.Гумачи- в.Гумачи- пер.Гумачи- лед.З.Адырсу-а/л Уллу-Тау |
15 |
9ч. |
Ясно |
9,10 |
9-10.08 |
дневка |
|
|
Ясно |
11 |
11.08 |
а/л Уллу-Тау- р.Куллумкол-л.- лед.З.Юном (средние Кичкидарские стоянки) |
8 |
6ч. |
Ясно |
12 |
12.08 |
лед.З.Юном (средние Кичкидарские стоянки)- лед.З.Юном (верхние Кичкидарские стоянки) |
6 |
4ч |
Ясно |
13 |
13.08 |
лед.З.Юном (верхние Кичкидарские стоянки)- пер.Кичкидар- лед.Чегем |
6 |
9ч |
Ясно |
14 |
14.08 |
лед.Чегем- пер.Фрешфильда- лед.З.Юном (средние Кичкидарские стоянки) |
5 |
5ч. |
Ясно |
15
15 |
15.08
15.08 |
дневка (ср.Кичкидарские стоянки)
вершина.Юном |
8 |
10ч |
Перем.обл., гроза |
16 |
16.08 |
лед.З.Юном (средние Кичкидарские стоянки)- пер.Голубева- лед.С.Башиль |
8 |
6ч |
Ясно |
17 |
17.08 |
лед.С.Башиль – р.Башильаузсу- т/б Башиль |
10 |
5ч |
Ясно |
18 |
18.08 |
дневка - т/б Башиль |
|
|
Ясно |
|
|
т/б Башиль-г.Нальчик-г.Москва-г.Ярославль |
|
|
|
|
|
Итого |
114 км |
|
|
4. Техническое описание прохождения группой маршрута.
|
Долина Адырсу |
1 день - а/л Уллу-Тау- Джайловчатские стоянки
От грунтовой дороги на левом берегу р.Адырсу от станции спасателей, от нижней стации старого подъемника, вдоль опор через березовое криволесье идет тропа. Идем вверх параллельно ручью, текущему с правой (южной) ветви л.Джайловчат, к левобережной морене последнего. На гребень выводит крутая торная тропа. В верхнем конце морены она спускается в ее карман на травянистый берег ручья, текущего со средней ветви ледника. Далее крутые серпантины выводят по конгломератному склону на правобережную морену средней ветви ледника на высокий скальный порог, где над обрывом у озера есть удобные стоянки Джайловчатские (2900 м, 5 часов без акклиматизации).
2-4 дни – ледовые занятия на л.Джайловчат, три человека в группе болели по очереди.
вид на пер.Адылсу с «Джайловчатских стоянок» |
вид на пер.Адылсу с
лед. Джайловчат |
5 день – пер.Адылсу, в.Адылсу
Вышли в 7ч.30мин. В цирк перевала от Джайловчатских стоянок сначала ведет тропа по левобережной морене выше ледника (2 перехода), проходим в ворота морены и выступа скал под вторую ступень ледника. Здесь есть удобные стоянки практически под пер.Джайловчат. Переходим ручей и начинаем подъем в связках по леднику между скальным выступом и склонами в.Узловая левый берег ледника, уклон 30°.
Далее ледник выполаживается до 20° и появляются трещины, уходим правее(по ходу) к центру, обходя зону больших трещин, создавших «ложбину» в леднике. За тем снова смещаемся влево, обходя большой разлом, от которого расходятся закрытые трещины. (3 перехода от ручья под пер.Джаловчат). Подходим к перевальному взлету, он двухступенчатый. Между 1 и 2 ступенями – бергшрунд, расширяющийся в сторону в.Локомотив. Подъем на перевал по 45° ледово-снежному склону, находим место, где
на пер. Адылсу |
на в.Локомотив |
скальный прижим по пути на в.Локомотив |
вид на пер. Адылсу из долины Адылсу |
бергшрунд сужается и легко перешагивается (справа по ходу). Перевальная седловина широкая, но ледник, стекающий с выступающих разрушенных скал, создал много закрытых трещин и озерцо. Тур находится на скалах, ближе к склонам в.Узловая. На перевале - в 13ч ( всего от озера на Джайловчатских стоянках 5ч.30мин.) На в.Локомотив идем радиально по снежно-ледовому склону, обходя небольшое снежное болотце – озеро. Выходим к жандарму на гребне (100м от седловины), обходим его справа по ходу, немного приспускаясь вниз по сильно разрушенным скалам и поднимаемся снова на гребень. Далее выходим на гребень и по простым скалам поднимаемся к перемычке двух вершинных голов, на южной находим тур. На вершине в 15ч.30мин., спуск по пути подъема. За час возвращаемся на седловину и начинаем готовиться к спуску.
Со стороны Адылсу к гребню примыкает пояс крутых разрушенных скал. В 16ч.30мин., 20м левее тура находим скальный кулуар (60°) и закрепив на выступе локальную петлю начинаем спуск дюльфером (50м). Далее по несложным скальным полочкам (10м) выходим на серпантинную осыпную тропу постепенно выполаживающуюся, которая выводит в цирк, где моренные валы сменяются травянистыми склонами. Спуск занял 2 ч., встаем на стоянку в 19ч. в кармане морены, правда, ручей находится немного выше.
Спуск в долину р.Адылсу |
путь к пер. Гумачи |
6 день – «Зеленая гостиница»
Вышли в 12ч. Двигаемся по левой стороне цирка по снежнику, потом в примыкании скал и левобережной морены находим тропу, отмеченную турами, которая выводит на зеленые склоны. Переходим ручей, здесь тропа становится четкой и крутопадающим серпантином, долго и утомительно ведет нас вниз в долину Адылсу.
К реке Джанкуат вышли в 14ч30мин., оказавшись в 40мин. ходьбы от широкой галечной левобережной поймы, оставленной л.Джанкуат («Зеленая гостиница»). Но находясь на правом берегу, мы решаем найти стоянки напротив «зеленой гостиницы», и начинаем подъем по тропе, пробираясь через стадо коров и быков. Поднявшись 200-300м, преодолеваем небольшой скальный прижим и выходим на галечную террасу. Здесь река Джанкуат разветвляется на несколько рукавов, обследовав окрестные стоянки, которые притоплены водой, принимаем решение все-таки ночевать на «Зеленой гостинице». Хоть река разделена на рукава, но потоки все сильные, т.к. лето жаркое и ледники стаяли и открылись. Переправились с организацией перил, многие «искупались», и в 17ч.30мин были на месте ночевки. Место замечательное: много оборудованных мест под палатки, со скалы течет ручеек, и открывается хороший вид от базы гляциологов, расположенной в 100м от палаточного городка. От сюда удобно начинать восхождения на многочисленные вершины Джантуган, Гумачи, Трапеция, Виатау, Чотчат и др.
7 день – пер.Гумачи (2А, 3540м, лд-ск)
Вышли в 7ч30мин. Тропа идет от поляны «Зеленая гостиница» по земляному, осыпному контрофорсному выносу вдоль левого берега ледника (орф.). За два перехода поднялись на первую ступень открытого ледника (20-30°), вторая выводит на плато цирка. Проходим под свесами ледопада со склонов в.Джантуган, обходим его, он остается слева, справа – ледопад, стекающий со склонов в.Трапеция, начинаем подъем между ними (уклон 35-40° ), через переход начинается зона открытых трещин, преодолеваем по снежно-ледовым мостам в связках, также придерживаясь средней линии изгиба ледника. Выходим на плато и продолжаем идти в связках, лавируя между трещинами, образующихся под склонами скал Аристова и перевалами Джантуган В.и З. Сворачиваем с центра практически напротив пер.Гумачей Ложных и подходим под перевальный взлет Гумачей. Здесь устраиваем перекус, т.к. по склону поднимается группа туристов – человек 20, в целях безопасности занимаем места в «зрительном зале» на снегу. Подъем начинаем в 14ч30мин. К перевальному взлету ведет глубокий снежник на осыпи, топчем ступени – 20-30м, доходим до скально-осыпного склона, уклон 45-50°. По простым скалам поднимаемся двумя группами по 3 человека, ожидая друг друга на поворотах серпантинного движения, правее ручья стекающего с перевала. Подъем занял 1-1ч30мин.
Седловина широкая, 3-4 места для палаток, ледник, примыкающий к поясу скал, образует маленькое озерцо, из которого берет свое начало ручей, стекающий с западной стороны перевала. На перевале в 16ч., устраиваемся на ночевку, т.к. на следующий день собираемся радиально на вершину Гумачи.
вид на плечо в.Гумачи с седловины пер.Гумачи |
на вершине Гумачи |
|
8 день- в. Гумачи (3805, 1Б альп.), спуск в а/л Уллу-Тау
Вышли с перевальной седловины в 7ч. Подъем по северному снежно-ледовому склону вдоль пояса скал примыкающих с запада, с востока ледник обрывается над бергом, нам виден только карниз (уклон 40°, связки). Через 200м выходим на скальное плечо, здесь ледник отошел от гребня, образуя берг, обходим по скалам (30-40м). Далее выходим на очень узкий снежно-ледовый гребень 100м, уклон 20°, который подходит под вершину, далее по простым скалам 20м свободным лазанием, но перила повесили для спуска. От перевальной седловины до вершины Гумачи шли 2 часа. Спуск по пути подъема – 1-1ч.30мин. С перевала начинаем спуск в а/л Уллу-Тау в 12ч. По снежно-ледовому плато двигаемся с одновременной страховкой вправо (по ходу), огибаем плечо в.Гумачи вдоль карниза с бергом (уклон 20-30°), ведущим к склонам перевала Украина (200м). Оказываемся между двумя ледопадами: один слева, стекающий с нунатака; другой - справа под склонами в. Чегеттаучана. Начинаем движение вниз серпантином между трещинами, переходя по снежным мостам (200-150м, 40-45°). До выполаживания ледника идем долго – 2ч.(связки, страховка через ледоруб), т.к. из-за сложной ледовой обстановки в этом году много больших разломов и закрытых трещин, категории сложности перевалов увеличились на звездочку в лучшем случае.
|
вид на в.Гумачи с начала моренного кармана |
прохождение лед. З.Адырсу |
По пологому (10-20°) открытому леднику двигаемся по центру, постепенно смещаясь к левому берегу, обходя ледопад. Уклон увеличивается до 30°, 200-300м лавируем в зоне трещин, выходим на моренный вынос, где по турам находим тропу, которая траверсируя склон отрога вершины ВИАтау выводит нас к «Нижним Гумачинским ночевкам»(2700). На них отличные травянистые площадки, но ветрено и нет воды. Далее тропа резко сбрасывает высоту и серпантином спускаясь с отрога пересекает поток из-под в.ВИАтау. Здесь до моста через р.Адырсу и погран.поста около него 15 мин. Ходу, там нас отмечают пограничники, и еще через 15 мин мы приходим на место наших стоянок на левом берегу в маленьком смешенном леске. От перевальной седловины до ночевок 6ч.
9-10 день – дневки, по причине болезни руководителя
|
долина р.Юном |
подъем по долине р.Юном |
стоянки на озере (средние Кичкидарские стоянки) |
11 день - от а/л Уллу-Тау до «средних Кичкидарских ночевок».
От а/л Уллу-Тау дорога проходит через развалины «Старого Джайлыка», далее тропа по камням селевого выноса (туры) выводит нас к мосту через р.Куллуколмсу, переходим на правый (орф.) берег. От сюда вверх по ущелью идет хорошая тропа вдоль реки, пересекаем несколько правых притоков. Далее следует крутой подъем на устьевую ступень долины. До «нижних Кичкидарских стоянок» (3050м) у языка ледника Юном – 3-4ч. Практически над ночевками лежит л.З.Юном. Чтобы попасть на «средние Кичкидарские стоянки» поднимаемся по тропе в карман правобережной морены, куда стекает ручей здесь. Но наша цель найти озеро где-то рядом с этими стоянками скрытое моренным рельефом. Переправляемся через ручей двигаясь между л.Юном и скальным выступом, на котором лежит л.З. Юном, не найдя тропу поднимаемся по 40° земляному осыпному склону 100м. Поднявшись наверх, обнаруживаем, что стоим на гребне кармана, в котором находится красивое бирюзовое озеро с удобными стоянками у его подножья. От «нижних Кичкидарских стоянок» - 2часа.
путь на Верх.Кичкидар. стоянки |
вид на л.Юном с подъема на Верх.Кичкидар.стоянки |
Закат на Верх.Кичкидар.стоянках |
на Верх.Кичкидар.стоянках |
пер. Кичкидар с ледника З.Юном |
на пер.Кичкидар |
пер Кичкидар с лед.Чегемский |
|
12 день – «Верхние Кичкидарские стоянки».
От озера выходим на верх кармана по тропе, которая огибает его справа по ходу. Выходим гребень отрога от скального выступа, который разделяет на два рукава ледник З.Юном. Здесь тропа теряерся и мы спускаемся на ледник по крутой средней осыпи на меньший рукав ледника под склонами в.Юном-Кара (1ч.30мин). Ледник открытый 20-30°, повторяя рельеф нунатака, ледник поворачивает, спускаясь с него ледопадной крутой ступенью. До ступени – 1час, в верхней части зона открытых трещин (связки). Не доходя до ледопада, начинаем подъем по скально-осыпному склону отрога (100-200м, 1ч.), Сначала ориентируемся по турам, в верхней части проглядывается тропа, которая на верху широкого гребня приводит нас к «верхним Кичкидарским стоянкам». Воду мы сразу не нашли, за ней нужно немного спуститься по тропе отмеченной турами. От озера 3-4ч.
13 день – пер.Кичкидар 2Б (4200м, снежно-ледовый)
От «Верхних Кичкидарских ночевок» движемся через ледопад (20-30°, 50м-одновременная страховка, 100м-перила) на верхнее плато л.Зап.Юном. Затем по плато (трещины, связки) подходим под ледово-снежный западный склон седловины в хребте Адырсу между вершинами Юномкара справа и Кичкидар слева. С ледника, пройдя по снежному мосту бергшрунд (перила), поднимаемся по левой по ходу стороне перевального взлета (45°, 200м, снег, лед, перила). На седловину выходим между жандармами «Зайцы»- характерными скалами на южном плече вершины Кичкидар. От «Верхних Кичкидарских ночевок» - 6ч.
В снежной мульде на перевальном гребне возможен бивак. С перевала открывается красивая панорама.
На восток спадает узкий, крутой снежно-осыпной кулуар (35-40°, 50м – дюльфер), заворачивая влево по ходу, выводит на скальный островок, здесь есть безопасное место для всей группы, также можно закрепить веревку на скальном выступе, до которого по простым скалам вверх 2м. Спускаемся дюльфером 50м вдоль скал. Далее по 30° снежному склону двигаемся с одновременной страховкой, также придерживаясь левой части склона 100-150м, преодолеваем бергшрунд по снежному мосту (попеременная страховка) и через 100м выходим на снежное плато перевального цирка. Следует быть предельно аккуратными, чтобы не сбросить на себя камни при продергивании веревок. После спуска на л.Чегем, придерживаясь центральной части, доходим до места от куда открывается вид на широкую седловину пер.Фрешфильда (от седловины 2-3ч.).
вид на пер.Фрешфильда с лед.Чегемский |
вид на перевал Фрешфильда с ледника Юном |
14 день – пер.Фрешфильда 2Б (4200м, снежно-ледовый)
Со стороны л.Чегемский перевал представляет собой широкую снежную седловину под скалами вершины Юном кара. Вышли в 9ч., через 1ч.30мин по простому закрытому леднику дошли до перевальной седловины. Перевальный взлет – 20-ти метровый (35°) склон, изрезанный бергшрундом (связки), который легко преодолевается (попеременная страховка через ледоруб). Тур – под скалами Юномкара.
В 15 метров левее тура начинаем спуск: сначала по скалам (60°х20м), траверсируя влево, потом вправо. Далее по разрушенным скалам (45°х100м) выходим на крупную осыпь, переходим на снежник, по которому проще и быстрее идти (25-35°). Протяженность склона 500-600м, особенно в верхней части, опасен камнепадами, двигаться лучше плотной группой. Перед выходом на ледник Юном – зона трещин открытых (20м). Спуск занял около 2ч.
По открытому пологому леднику (10-15°), придерживаясь центра спускаемся вниз к «Средним Кичкидарским стоянкам», пройдя скальный отрог в.Юномкара, не доходя до языка ледника сворачиваем на правобережную морену, забираем заброску, спрятанную в камнях, и по тропе (туры) доходим до стоянок на озере. От перевального склона до озера 1ч.30мин.
вид вниз на стоянки у озера |
на перемычке |
15 день – дневка. ( Восхождение на в.Юномкара 3А альп .)
Вышли в 6ч.утра. от озера через средние Кичкидарскае стоянки, потом по крупной осыпи до юго-западного отрога в.Юномкара -30мин.. По осыпному кулуару 250м вверх, далее по скальной стенке (перила 5-10м) выходим на пологую верхнюю часть ледопада со склонов вершины. По леднику подходим к перемычке западного отрога (150м,закрытые трещины-связки). По ледово-снежному склону (45°х150м) вверх до скального жандарма – одновременная страховка. Обходим жандарм слева по ходу по скалам (45-50°х100м). Второй жандарм обходим также слева по ледовому склону (60-70°х80м), сначала траверсом, потом вверх до скальной, пологой полки, где можно разместится 3-4 участникам. От сюда выход на простые скалы, вершина уже видна, остается 100-150м. Но непогода уже настигала нас на подходе к крутому ледовому участку, а на полке мы попали в грозу, и по металлу побежал устрашающий треск. Принимаем решение экстренного спуска, хоть до вершины рукой подать и сложные участки пройдены. До перемычки спускаемся путем подъема, с перемычки по южному осыпному кулуару отрога, выходим на склон с перевала Фрешфильда, и по известному нам пути спускаемся к палаткам на озере. Всего на попытку восхождения ушло около 10ч.
Вид на пер.Голубева с лед.Юном |
вид на пер.Голубева с лед.С.Башильауз |
обход первой ступени ледопада лед.С.Башилауз |
на перевале Голубева |
16 день –пер.Голубева 2А (3765м,сн-лед.)
Выход в 10ч., т.к. спортсмены, восходившие на кануне на вершину, не успели отдохнуть. От озера сначала по тропе, отмеченной турами, потом по некрутому моренному выносу под отрогом в.Юномкара выходим на ледник. Перевал Голубева находится в широком понижении гребня в верховьях п.Юном, между вершинами Орубаши и Адырсу. Двигаясь по открытому леднику в направлении перевала, огибаем слева по ходу зону трещин (связки). Слева остается взлет к перевалу Фрешфильда. Через 2ч.30мин от ночевок подходим к перевальному взлету Голубева. Седловина расположена в середине понижения гребня между двумя скальными жандармами.
Снежно-ледовый перевальный взлет (30-45°х150-200м) подрезан нешироким бергшрундом. Берг преодолеваем его по снежному мосту (попеременная страховка на ледорубе). Далее двигаемся двумя связками слева по ходу от взлета под сильно разрушенными скалами. Ближе к седловине склон становится круче (45°)- попеременная страховка. Траверсом вправо выходим на неширокую седловину. Подъем занял 40мин. На перевале мест для палаток нет, тур с южной стороны седловины на скалах. Спуск с перевала осыпной 30-45°х100м.
По пологой верхней части ледника С.Башиль идем сначала по осевой линии, потом смещаемся в левую сторону, где меньше трещин. Здесь же вдоль левого берега обходим первый ледопад (закрытые трещины, связки). За тем переходим в карман левобережной морены. По карману и гребню левобережной морены обходим второй ледопад. Спускаемся к разливающемуся ручью из под языка ледника, переходим его и выходим на травянистые стоянки. От седловины перевала – 3ч.
17 день – спуск к т/б Башиль.
Выход в 11ч.. От стоянок переходим на левый берег ручья из под ледника С.Башиль, в месте, где он разливается, образовывая несколько рукавов, ниже он превращается в бурный поток, который не перейти, хотя есть тропа и туры, указывающие на то, что в другие года здесь переправлялись. Выйдя на левый берег спускаемся вдоль ручья по осыпям к л.Башиль -1ч. (последний участок селеопасен). Здесь ручей уходит в ледовую арку под ледник – зрелище необыкновенное. От устья ручья проходим около 200м по левобережной морене и выходим на ледник. Перед языковым обрывом снова выходим на левобережную морену, вначале неприятный селевой участок, потом выполаживание, и выходим на тропу, по которой за 3-4часа добираемся до построек турбазы Башиль. На пути дважды пришлось преодолевать в брод ручьи, которые в другие года легко переходятся по камням. Стоянки организовали на левом берегу реки напротив т/б Башиль вместе с командой Евгения Иванова из г.Рыбинска.
т/б Башиль |
18-день- дневка.
19 день – отъезд.
Газель, которую заказали при въезде, приехала в турбазу в 9ч.
|